- Предупреждение
- JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 42
Аппаратно студийный комплекс предназначен для организации учебного процесса факультета журналистики БГУ, функционально готовый для обучения студентов телевизионному и радио производству. Кроме того, комплекс позволяет осуществлять полно-ценное телевизионное производство и вещание, например, по внутренней компьютерной сети БГУ. При получении лицензии на вещание и приобретении радиопередающих средств, на данном комплексе оборудования возможно создание полноценного телевизионного канала. Комплекс построен с учетом современных тенденций в отрасли и на новейшем оборудовании и программном обеспечении.
Телерадиокомплекс подразделяется на две независимые составляющие: телекомплекс и радиокомплекс.
Основные помещения телевизионного комплекса:
1) аппаратно-студийный блок, состоящий из:
— съёмочный павильон 280 м.кв.
— аппаратная видеорежиссера 45 м.кв.
— аппаратная звукорежиссёра 36 м.кв.
— техническая аппаратная 40 м.кв.
2) две видеомонтажные аппаратные (по одному рабочему месту в каждой);
3) аппаратная записи, воспроизведения и оперативного хранения видеоматериа-лов;
4) главный архив видеоматериалов (видеотека)
5) аппаратная компьютерной графики и компоузинга ;
6) центральная (эфирная) аппратная;
7) помещение для хранения и обслуживания ТЖК;
8) помещение для ремонта технологического оборудования;
9) энергокомплекс, обеспечивающий бесперебойную работу технологического оборудования.
Общие принципы
Комплекс работает в трех основных режимах и их комбинациях: режим записи программы, режим прямого эфира и режим трансляции-ретрансляции. Режим записи программы – состояние системы, когда происходит съемка программы с единовременной записью сигналов со всех 4-х камер и записью сведенных видео и звукового сигналов. В режиме прямого эфира сведенные сигналы передаются в центральную аппаратную откуда транслируются в эфир. Режим трансляции-ретрансляции – происходит воспроизведение в эфир записанных ранее программ по плей-листу, при этом программы могут быть, как записаны в цифровом виде и храниться в главном вещательном сервере. При ретрансляции происходит передача сигналов со спутникового ресивера в эфир через главный коммутатор.
Предусмотрена возможность осуществления непрерывного контроля параметров любого из сигналов комплекса в реальном масштабе времени. Инженеры комплекса смогут осуществлять необходимый контроль в зависимости от текущего режима работы.
Визуальный контроль в комплексе построен с учетом новейших технологий отображения информации с использованием мультиэкранных процессоров канадского производителя Miranda. Аналогичная система работает на телеканале ОНТ.
Системы преобразования, дистрибуции, анализа и коммутации видеотракта спроектированы на компонентах производства Harris™ и Thomson-GrassValley™, что, несомненно, является гарантом высокого качества решений.
Стандарт видеосигналов внутри комплекса – SD SDI, однако, в случае необходимости при минимальных капиталовложениях существует возможность миграции на HD SDI (сигналы телевидения высокой четкости).
В составе комплекса входит оборудование, обеспечивающее:
■ возможность обмена видеоинформацией по компьютерным сетям с монтажными аппаратными, аппаратной видеовещания, режиссерской аппаратной и аппаратной записи (Thomson, 3Com);
■ нелинейный видеомонтаж с расширенными возможностями (Avid corp.);
■ создание компьютерной графики, анимации и компоузинга видео ( Avid, Adobe);
■ перезапись видеоматериалов форматов DVCAM, HDV, IMX, Digital Betacam и Betacam SP (Sony);
■ оптимальное хранение видеоматериалов (Axus);
■ организацию эфирного вещания (Thomson, Harris);
■ возможность подключения двух внешних источников программы;
Студийный павильон
Площадь павильона: 273,8 м.кв.
Высота потолка: 12 м.
Высота до несущих стальных балок: 8,4м. (Потолок в павильоне спроектировать подвесным)
Павильон обеспечен современным световым оборудованием, позволяющим проводить съемки типа «Ток Шоу», «Новости» и «В режиме записи». Имеет полный набор постановочного света:
• Заполняющий.
• Фоновый.
• Точечный.
Предусмотрена возможность оперативной настройки положения осветительных приборов в пространстве. Конструкция подвеса приборов обеспечивает их перемещение в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Дистанционное устройство управления осветительными приборами обеспечивает управление мощностью светового потока осветительных приборов в пределах 30-100% с максимальной мощностью до 3 кВт каждого. Для управления диммерами установлен в отдельное помещение пульт управления.
Для большей оперативности пульт управления осветительным оборудованием устанавливается непосредственно в павильоне. Протокол управления DMX-512.
Студийный павильон оборудован четырьмя современными телевизионными камерами Thomson LDK300 с тремя 2/3’’ ПЗС матрицами со строчным переносом заряда. Разрешение 750 ТВ линий, 12 битное аналого-цифровое преобразование, 22 битная цифровая обработка сигналов.
Данные камерные головки по качеству не уступают аналогичному оборудованию других производителей, например Sony, а цифровая триаксиальная система передачи сигнала между камерной головкой и камерным каналом – лучшая.
В павильоне находится передвижной операторский кран с вылетом стрелы 4м.
На кране закреплена двухкоординатная головка с дистанционным управлением и в комплект поставки входит соответствующий пульт управления
Техническая аппаратная
Визуальный контроль сигналов с камер осуществляется посредствам специализированной профессиональной мониторной системы с применением профессиональных мониторов.
Объективный контроль параметров видеосигнала и настройка камер производятся при помощи растеризатора Harris VTM-2000
Выходной сигнал растеризатора содержит собственно видеокартинку, осциллограмму, векторограмму, информацию об ошибках(Alarms) и опционально звуковые диаграммы. Дисплей может быть сконфигурирован как для просмотра 4 элементов, так и для просмотра одного элемента в полноэкранном режиме. Звуковые индикаторы могут быть настроены на показ 2 или4 звуковых дорожек с индикатором фазы и графиком Лиссажу для каждой звуковой пары.
Техническая аппаратная оборудована системой служебной связи (Clear-Сom Eclipse) с видеорежиссером и интегрирована в общую цифровую систему связи комплекса с возможностью расширения абонентов.
Базовая станция ECLIPSE-PiCo имеет 36 портов, из которых 32 цифровых и 4 аналоговых. Размещение базовой станции в технической аппаратной связано с тем, что расположение её рядом с камерными каналами, имеющими исключительно аналоговые (четырёх или двухпроводные) порты, позволяют упростить схему прохождения аналогового сигнала.
В систему служебной связи входят также многоканальные интеллектуальные связные панели.
Аппаратная телевизионного режиссера
Это помещение также примыкает к павильону и имеет звуконепроницаемое смотровое окно в павильон. Аппаратная предназначена для управления видеосигналами в процессе съемки (прямого эфира) в студийном павильоне. В аппаратной видеорежиссера находится эфирный видеомикшер, панели управления системами коммутации, титроваль-ная станция, серверы записи и воспроизведения программы, система управления телесуф-лерами.
Организованы пять рабочих мест:
• Видеорежиссер
• Ассистент режиссера
• Ассистент по записи
• Ассистент по титрам
• Промтер (управление телесуфлером)
Главным рабочим инструментом телевизионного режиссера является цифровой эфирный видеомикшер (свитчер) Thomson Grass Valley Kayak DD.
Это изделие компании Grass Valley предлагает наиболее полное, многоформатное решение проблем, связанных со сбором материала, производством, хранением и воспроизведением видеопрограмм. Система дает серьезные возможности для централизованного активного управления и контроля за работой комплекса.
Для контроля всех необходимых видеосигналов на стене установлена 2 65-дюймовые плазменные панели высокого разрешения, на которой отображаются все источники сигналов, выходной сигнал студии и состояние программного сигнала. Служебная информация (активный источник, значение точного времени, состояния систем комплекса) отображается непосредственно на панели. Предусмотрено наличие раздельного визуального контроля каждой камеры, внешних источников, предварительного набора и выход программы.
Ассистент режиссера по записи программы имеет возможность осуществлять синхронную запись со всех выходов камерных каналов. Информация хранится в цифровом виде в качестве, пригодном для последующего вещания, монтажа, либо передачи для пользования другим телеканалам.
В качестве устройств записи использованы двухканальные серверы Thomson-GrassValley iVDR M-222D.
Благодаря своей архитектуре, этот сервер может одновременно записывать и воспроизводить два канала цифрового видео.
Записанное видео совместимо по формату с монтажными системами и может быть напрямую импортировано через сетевой интерфейс и использовано как в производственных, так и в учебных целях.
Каналы воспроизведения могут быть задействованы для запуска в эфир предварительно записанных сюжетов, например, во время выпусков новостей.
Для обеспечения графического оформления передач, которые могут выходить из студии в режиме прямого эфира, в режиссёрской аппаратной предусмотрена титровальная система реального времени .
Аппаратная звукорежиссера
В аппаратной располагается звуковой микшерный пульт с возможностью сведения не менее 12 микрофонов и 8 стереопар звуковых источников в момент записи программы, прямого эфира или ретрансляции сторонних источников.
В качестве микшера взято шасси Soundcraft B400 на 24 места с соответствующей набивкой входными и выходными кассетами
Для контроля программы используется профессиональный видеомонитор и активные акустические мониторы ближнего поля.
В качестве приборов динамической обработки звуковых сигналов использованы приборы двух типов:
В качестве прибора обработки входных (микрофонных) сигналов – двухканальный автоматический компрессор t.c. Electronic C400LX. Этот прибор построен на базе знаменитых управляемых усилителей (VCA) dbx V2. Выбор режимов компрессии (Hard-Knee или OverEasy™). Каждый канал имеет независимый лимитер PeakStopPlus™, переключение операционного уровня +4 dBu или - 10 dBV..
Индикаторы отражают уровни входного/ выходного сигналов, степень их обра-ботки и состояние детектора каждого лимитера. Возможно объединение каналов в пары с общим управлением. Дискретные регуляторы.
В аппаратной предусмотрены дополнительные цифровые источники звука: CD, и MD.
В качестве источника CD и MD выбран комбинированный в 2U рэковом исполнении профессиональный CD проигрыватель и MD рекордер TASCAM MD-CD1.
Аппаратная записи и преобразования форматов
Аппаратная предназначена для записи программ, воспроизведения записанных ранее материалов, воспроизведения материалов с носителей и ретрансляции спутниковых программ. Поскольку основным производственным средством видеозаписи будут цифро-вые дисковые рекордеры, то предлагаемые ленточные аппараты предназначены только для обмена видеоинформацией с иными производящими компаниями и для обработки архивных записей. В аппаратной обеспечен контроль программы и контроль состояния всех выходов оборудования воспроизведения.
В состав аппаратной входят:
• видеомагнитофон DVCam Sony DSR-1500AP
В данной конфигурации аппарат оснащён блоком аналоговых входов DSBK-1504
• профессиональный DVD-рекордер Datavideo MP-6000
Компактный видеоплеер Sony J-30/SDI предназначен ввода в систему видеоинформации с профессиональных аналоговых и цифровых ленточных носителей.
Он имеет все функции, которые требуются для просмотра, регистрации и подачи материа-ла в систему нелинейного монтажа. Компактный видеоплеер J-30/SDI позволяет воспроизводить ленты форматов Digital Betacam, MPEG IMX, Betacam SX, Betacam SP и Betacam и имеет разнообразные выходы: SDI, i.Link, аналоговый композитный и S-Video , а также выход аналогового звукового сигнала.
• двухканальный сервер записи и воспроизведения
В качестве сервера записи и воспроизведения использован двухканальный серве-ры Thomson-GrassValley iVDR M-222D, аналогичный и полностью взаимозаменяемый с теми, которые установлены в других аппаратных.
• отказоустойчивая система хранения материалов емкостью не менее 400 часов в качестве, пригодном для эфира
Система хранения построена на базе сервера и внешнего SCSI-to-SATA II RAID мас-сива Yotta фирмы AXUS.
Хост-независимый RAID-массив "SCSI-to-SATA" AXUS Yotta Series на 16 дисков SATA II представляет собой высокопроизводительную, надежную и обладающую большой емкостью альтернативу дорогостоящим RAID подсистемам "Fiber-to-Fiber" или "SCSI-to-SCSI". Комплект из 2-х таких массивов обеспечит надёжное хранение 1000 часов архивных материалов.
• оборудование для коммутации и мониторинга оборудования записи и воспро-изведения
Для осуществления взаимной коммутации всех источников и приёмников сигнала в данной аппаратной задействован коммутатор Harris P8X8SA2I
К мониторным выходам аппаратов подключены контрольные мониторы JVC.
Центральная аппаратная
В центральной аппаратной располагаются коммутационные узлы систем телекомплекса: видеотракта, системы цифровой служебной связи, системы глобального контроля.
Центральная аппаратная является местом контроля и управления технологическим оборудованием комплекса. Здесь располагаются серверы трансляции сигналов в эфир и в Интернет.
Управление сигналами для выдачи их в эфир осуществляется посредствам главного коммутатора сигналов SDI размерности 16х16, установленного в аппаратной, и соответствующих панелей дистанционного управления. В качестве главного коммутатора задействован прибор Harris P16X16SOE серии Panacea 1RU, снабжённый резервным источ-ником питания и имеющий возможность управления и контроля через порт локальной се-ти при использовании соответствующего программного обеспечения.
Для оперативного управления главным коммутатора и ограничения доступа к управлению служат несколько панелей дистанционного управления различной размерно-сти – 16х16, 16х4 и 16х1.
В аппаратной происходит генерация синхросигналов посредствам обработки стандартных временных GPS-пакетов с их последующей дистрибуцией. Обеспечена гене-рация тестовых сигналов. Для непосредственного приёма сигналов со спутников гло-бальной системы навигации, содержащих сигналы точного времени, использованы 2 при-ёмника Harris GPS-3903
Главный эфирный play-out сервер аналогичен остальным серверам записи и воспроизведения, но оснащён хранилищем большего размера. Эфирный сервер согласован по воспроизводимым форматам с используемыми системами цифровой записи. Управление эфирным сервером может осуществляться с любого удаленного хоста, подключенного в ЛВС Комплекса. В случае сбоя, роль эфирного сервера может играть любой из присутствующих в системе серверов цифровой записи и воспроизведения.
Для обеспечения ретрансляции эфирного сигнала в центральной аппаратной предусмотрен спутниковый ресивер.
Для обеспечения графического оформления передач, которые могут выходить из в режиме записи, в центральной аппаратной предусмотрена титровальная система реаль-ного времени.
Система мониторинга сигналов аналогична использованной в студии и предпола-гает наличие объективного и субъективного контроля. Эта же система предназначена и для ОТК материалов, предназначенных для передачи в эфир.
Монтажные аппаратные
Для подготовки материалов к трансляции используется две аппаратные нелиней-ного видеомонтажа.
В качестве монтажного поста используется мощная двухпроцессорная рабочая станция, с использованием ПО Avid Xpress Studio. Виду того, что в данном проекте предусмотрена наиболее передовая безленточная технология телевизионного производства, ленточные аппараты в монтажных аппаратных не предусмотрены
Аппаратная графики и компоузинга
Аппаратная организуется точно также как и аппаратная монтажа, дополнительно устанавливается ПО 3D Studio MAX и комплект Adobe Creative Suite.
Учебные классы
Классы, предназначенные непосредственно для реализации учебного процесса. Спроектированы два классы по семь рабочих мест – шесть рабочих мест студентов и одно рабочее место преподавателя. Рабочие места представляют собой компьютерные комплексы, построенные по аналогии с монтажными постами. Рабочие места студентов менее функциональны, но при этом соблюдаются все требования к организации учебного про-цесса.
Каждое рабочее место студента укомплектовано мониторными наушниками. Рабочее место преподавателя дополнительно комплектуется мониторами ближнего поля, для создания наглядных демонстраций. С этой же целью в каждый класс установлены LCD-панели диагональю 42 дюймов с поддержкой высоких разрешений.
Классы комплектуются собственными системами хранения данных и не имеют прямого доступа к центральному серверу хранения. В рамках учебного класса организуется ЛВС Gigabit Ethernet.
ПО видеомонтажа согласовано с используемым во всем комплексе Avid Xpress. Для учебных заведений компания Avid предоставляет специальную ценовую программу Avid Academic License.
Телевизионные журналистские комплекты
Телевизионные журналистские комплекты (ТЖК) используются для проведения съемок вне телецентра. Они состоят:
• камеры формата DVCAM
• переносного осветительного оборудования с комплектом специализированных фильтров
• комплекта микрофонов
• накамерных дисковых рекордеров
• кофра и комплекта чехлов
• камерного штатива
• комплекта аккумуляторов
Для съемок вне студии существуют 2 комплекта ТЖК профессионального назначения. 6 комплектов ТЖК более дешевых для учебных целей. Все ТЖК имеют накамерный свет, запасные аккумуляторы, штативы, микрофоны с соответствующими параметрами и прочие приспособления для различных условий съемки.
В качестве основной камеры для производственного процесса использованы проверенные и со всех сторон хорошо себя зарекомендовавшие камеры Sony DSR-400P.
Sony DSR-400P
Камкордер DSR-400P оснащен тремя матрицами CCD 2/3" PowerHAD EX форма-та 4:3. Использование таких матриц с более высокой чувствительностью, чем 1/2" CCD, способствует снижению уровня "смаза" (в новой модели он составляет -140 дБ) и значительному повышению качества получаемого изображения (соотношение сигнал/шум 65 дБ).
Камера отличается стильным дизайном, имеет моноблочную конструкцию и максимально оптимизирована для съемки с рук. Регулируемая плечевая накладка позволяет работать длительное время без неприятного давления на плечо, в отличие от обычных жестких накладок.
В качестве учебной предлагается использовать профессиональную, но несколько более бюджетную камеру SONY DSR-250P.
SONY DSR-250P
Камкордер DVCAM/DV с возможностью записи на стандартные и мини-кассеты в форматах DVCAM и DV, ЖК-монитором, расширенным набором профессиональных функций для обработки изображения и ускорения монтажа отснятого материала. DSR-250P вобрал практически все технические достижения цифровой техники последних лет, но подобно своему прототипу - популярной модели DSR-200АР - сохранил весьма привлекательную цену.
В реализованном варианте телевизионного производства и учебного процесса использована наиболее передовая безленточная технологию. С этой целью все ТЖК для записи отснятого материала оснащаются компактными дисковыми рекордерами CitiDISK HDV 80GB фирмы Shining Technology
Для установки на профессиональные камкордеры и подачи на рекордер питания от камеры, рекордер устанавливается через специальное V-Mount крепление PCKT1256-V2V между камерой и аккумулятором
В комплект каждого ТЖК входит
Осветитель для оперативных съёмок CityTek со светофильтрами, подключаемый не-посредственно к камере.
Микрофоны – пушка Sony ECM-674, две петлички ECM-44B и ручной репортёрский Shure VP64A
Радиокомплекс
Радиокомплекс предназначен для подготовки и последующей трансляции радиопрограмм. Техническая база комплекса обеспечивает возможность круглосуточной работы в режиме автоматической трансляции предварительно подготовленных материалов, а так же в режиме прямого эфира.
Таким образом, комплекс разделяем на две функциональные части: эфирная студия и студия звукозаписи. Каждая часть обладает собственной технической аппаратной с выде-ленным рабочим местом режиссера и всем необходимым набором записывающего и воспроизводящего оборудования.
Эфирный аппаратно-студийный блок.
Компания Telos System ввела новый стандарт оснащения радиостудий – оборудование Axia, основанное на революционной технологии Livewire. Теперь для передачи не-сжатого аудио, сигналов управления, связанных данных и другой информации с высокой надежностью и наименьшей задержкой во времени понадобится всего лишь один кабель Ethernet!
Помимо этого, Axia является модульной системой, что позволит в кратчайшие сроки и без лишних усилий производить изменения или перепланировку студии.
С Livewire – в корне меняется принцип построения студии, но в тоже время эта технология – логичное продолжение традиционного радиовещания.
Livewire – новый протокол, позволяющий передать в реальном времени аудиосигналы, связанные данные (PAD) и сигналы управления устройствами через сеть Ethernet. Одновременно эта же сеть может служить для передачи сообщений, отдельных файлов и другой информации.
Livewire работает по системе аудио представлений: каждый источник сигнала имеет свое «имя» и числовой ID-номер, которые передаются от источника в сеть. На основе этих данных потребители сигнала способны построить списки всех доступных источников, что позволяет пользователю оперативно выбирать необходимые из них. Для этого ему достаточно ввести «имя» и «номер» источника через программу навигатор.
Микрофоны и соответствующие головные телефоны подключаются к 8-канальному микрофонному IP-узлу, у которого останется 4 входов для дальнейшего расширения.
4 звуковых монитора и CD, MD плейер подключаются к аналоговому IP-узлу.
Модульная эфирная консоль Element формирует команды для студийного микшерного процессора, на базе Linux-платформы, с производительностью 12 Гфлоп. Управление всеми аудио источниками осуществляется через Axia GPIO IP-узел.
При всем сходстве с традиционными эфирными консолями, Element – не консоль, это интерфейс, который связывает пользователя с Axia Studio Mix Engine, мощным, базирующимся на Linux процессором, управляющим входами/выходами, микс-минус шинами, мониторингом, динамической обработкой от FM-процессора и EQ-настройками много-численных каналов.
Аппаратно-студийный блок звукозаписи.
С целью обучить студентов всем используемым принципам радиопроизводства, АСБ звукозаписи построен по классической схеме с согласованием с эфирным АСБ посредствам аналоговых либо цифровых IP-узлов.
АСБ включает в себя следующие помещения:
• Аппаратная звукозаписи
• Студия дикторская (вокальная)
• Студия инструментальная
АСБ позволяет осуществлять как запись радиопрограмм, так и звукозапись музы-кальных произведений в «живом» исполнении с профессиональным качеством.
Цифровая микшерная консоль Digidesign Control 24 для систем Pro Tools, ориентированных на работу с Surround-сигналом, — консоль Control|24, являющаяся совместной разработкой Focusrite и Digidesign. На сегодняшний день это один из наиболее доступных контроллеров, отлично зарекомендовавший себя в профессиональных студиях во всем мире.
Базовая конфигурация Pro Tools HD содержит PCI-плату HD Core, поддерживающую 32 канала ввода-вывода и 96 аудио дорожек одновременно (при частоте 48 кГц). Также плата обеспечивает необходимую вычислительную мощность для микширования и обработки.
Платы HD Core/Process имеют в два раза большую вычислительную мощность по сравнению с платами 24 MIX Core/Farm при частоте 48 кГц, и такую же мощность при частоте 96 кГц.
Кроме того, каждая базовая конфигурация содержит программное обеспечение Pro Tools .
Таким образом, эфирный АСБ, совместно с АСБ звукозаписи представляют собой высококачественный радиокомплекс, с возможностями записи, сведения, мастеринга, продакшн и пост-продакшн обработки, трансляции как записанных раннее программ, так и трансляции в режиме прямого эфира.